В путеводителях отмечены интересные места и за пределом крепости, но мы решили ехать дальше – все равно всего увидеть не возможно, зима надвигается, да и впереди еще много всего интересного. Утром прокатились на автомобиле по крепости – да, там есть автомобильное движение, правда большинство улиц заканчиваются тупиками. По дороге обратно в гестхаус даже заблудились немного. Улицы, за исключением основных, остались со времен, когда основным средством передвижения был осел и имеют соответствующую ширину и извилистость. Если работы какие ведутся, или просто кто-то телегу оставил – все, проезда нет.
В Хиве привычно нет бензина. Таксисты указали на дом, где торгуют, но мы не сошлись в цене. Просили 3000, скинули до 2300, но мы то знаем, что в соседнем Ургенче спокойно продают за 2200! Туда и направились.
Дневная дорога намного интереснее. Проезжаем знакомые места. Видим, товарищ бензин продает. Согласен на 2200. Заправляемся всеми 30-ю литрами. Бутылки у него, правда, какие-то не правильные. 10 литров не наполняют канистру, которую в Ургенче зальют под завязку, да еще и на землю чуток прольется такими же 2-мя пятилитровыми баклашками. На понтонном мосту опять платим 1000 сум за проезд. На дынных развалах покупаем 4 дыни – про запас. В Ургенче прямиком направляемся на улицу бензинщиков и заливаемся. Уже без торга, быстро и по-деловому.
Дальше дорога идет по колхозам, среди хлопковых полей. Именно ради этой культуры пересохло Аральское море. Хлопок собирают, сейчас как раз сезон. На полях работают как взрослые, так и дети – школьники и работники бюджетных предприятий обязаны отработать на сборе урожая. Говорят, за килограмм собранного хлопка платят 120 сум. За день можно собрать до 100 килограмм, но только хорошо подготовленному сборщику. А вот, например, музейный работник, соберет с непривычки килограмм 30… За работающими школьниками присматривает взрослый. Грозный окрик и требование вернуться к работе после того, как он решил, что пять минут на общение со мной вполне достаточно. Очень напоминает рабский труд, только плети не хватает.
Хлопок растет на небольших кустиках. На ощупь напоминает шерсть. Цветок раскрывается и на свет появляется клок этого белого материала. До этого я видел хлопок только в виде рубашек. Теперь потрогал руками. Сбор хлопка не сложен, но за день, думаю, наработаешься до состояния нестояния. Этот материал принимает какое-то участие в производстве пороха, поэтому вовсе не ради рубашек и носков пускали в советское время реки вспять.
Плодородные земли, изрезанные оросительными каналами, простираются всего на несколько десятков километров. Дальше начинается пустыня. В последнем поселке перед ней, под названием Турткуль, неожиданно обнаружилось присутствие топлива! Мы сразу же залили все емкости 95-м, единственным, который на первой заправке был, но уже на следующей был и 91-й и 80-й. Чудеса, да и только! Официальная цена радует – даже 95-й стоит всего 1930 сум! Мы уже отвыкли от пользования заправочным шлангом! Удобная штука, оказывается, хоть и без автоотключения.
Пустыня… До Бухары простирается безжизненное и жаркое место. Ветер гоняет песок через дорогу, которая, как нам и обещали, испортилась. Идет строительство широкой новой дороги, а пока машины лавируют между островками оставшегося асфальта, кучами песка и ямами. Скорость снижается до 30 – 40 километров в час, да и то, это на грани разумного – грузовики, да и большинство легковушек едет намного медленнее! Ехать пыльно и намного менее приятно, чем, например, от Бейнеу до границы.
За рулем Митя. Я дремлю. Вдруг, в машине раздается ужасный треск. Просыпаюсь и понимаю, что, похоже, глушителя у нас больше нет… Останавливаемся. Так и есть – от штанов отломилась остальная часть выхлопной системы. В принципе, ехать можно, но решаю попробовать починить. Для этого нашел канаву, затолкали туда машину. В этом нелегком деле нам помогли пассажиры остановившегося автомобиля. В Узбекистане у народа есть культура взаимовыручки. Стоит только остановиться, как сразу же проезжающие автомобилисты интересуются, не нужна ли какая-нибудь помощь. Очень приятно. По дороге в Ургенч, например, я неудачно заехал на бордюр, сел на защиту картера краем. Тут же остановились и вытолкали обратно на дорогу!
В пыльной импровизированной яме, конечно, лучше чем просто под машиной, но особо не развернешься. Да и лежать головой в придорожной пыли как-то не особенно приятно. Стал придумывать, как бы шину приделать, да восстановить трубу, как слышу речь английскую! Вылез – оказалось, остановился англичанин Джеймс, который уже пол года едет на велосипеде из Франции!
Приделанная шина из двух шпилек, хомутов и наждачной бумаги продержалась всего несколько километров. Подумали и оторвали часть системы, которая могла за кочку зацепиться. Ехать можно, но мысли о танкистских шлемах или, на худой конец, наушников не отпускает ни на минуту. Если окна закрыть – жарко, открыть – оглохнешь. Не легкий выбор. Остановил гаишник, посочувствовал и сообщил, что в Газни есть и яма и сварка. А до этого поселка только пустыня. Тарахтеть, значит, еще долго…
Уже в темноте догнали ребят. Они нас ждали у какого-то признака цивилизации. Микропоселение, где можно перекусить. Стоянка дальнобойщиков. Умывальник на улице. Достархан. Заявленных в меню блюд нет в наличии. Подают только рыбу на вес и яичницу с колбасой. Но выбирать не из чего.
Еще километров через 50 остановились на ночевку у какого-то монумента придорожного. Чуть отъехали в пустыню, разбили лагерь, освещенный ярким лунным светом – читать на улице можно! Тут как раз полночь пробило, настала пора презентовать Мите чабанскую шапку, которую мы ему на день рождения в Хиве купили!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.